Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает Международный день детской книги. Дата празднования выбрана не случайно – в этот день родился великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети уже имели возможность читать такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. И лишь в 19 веке один из самых известных в истории сказочников Г.Х. Андерсен специально для детей создал множество замечательных сказок, ставших классикой детской литературы.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты – А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие.
В настоящее время произведения для детей – это целое отдельное направление в литературе.
Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Изначально она направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие.
В этот день в школах нашего города прошли разнообразные мероприятия, направленные на популяризацию чтения, привлечение детей к книге.
Школьные библиотекари, педагоги постарались в сконцентрированной форме объяснить детям, что благодаря чтению расширяется кругозор, что в процессе чтения формируется, совершенствуется речь, накапливается словарный запас, что обдумывание, осмысление, представление прочитанного, раскрывает творческие способности, подключает к работе фантазию.
В век глобальной компьютеризации и дети, и родители должны осознать важнейшую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений.